Мне всегда хотелось уметь сочинять истории. Не сказать, что я не способен в красках раскрыть очередное жизненное приключение, но вот история с нуля почти никогда мне не давалась. Ещё хуже обстоят дела с историями для младого поколения, ведь в моем чтиве в момент перестает хватать морали, нравственности и здоровой доли инфантилизма. Но умел же писать Самуил Яковлевич Маршак? Господин Маршак перевёл нам горсть Шекспира, а на второе блюдо преподнёс коктейль из детских сказок. Одна из них обещает погрузить нас в нескрываемый идиотизм одного грызуна. Его придурковатость вынесена в заголовок - «Сказка о глупом мышонке». Стало быть деткам поведают о своего рода тупости, которую позволяет себе зверёныш, дабы мигом отвадить малышей от подобных эксцессов. «Пела ночью мышка в норке: - Спи, мышонок, замолчи!…» Пока ничего поразительного не произошло. Сильная и независимая женщина-мышь на понятном только им обоим и Самуилу Яковлевичу языке поёт колыбельную своему ребёнку. Простите за спойлер, но отца мышонка в каком-либо виде в данной истории не появится. Этим можно объяснить ту грубость, с которой поёт мать, ведь многие знают, каким трудным может стать воспитание в одиночестве, поэтому «замолчи!» - это вполне терпимо. «…Дам тебе я хлебной корки И огарочек свечи.» К сожалению, Маршак не снабдил нас должным глоссарием, чтобы мы поняли, насколько это дорогие подарки для малыша. Является ли хлебная корка деликатесом, а огарочек новым iPhone мы можем лишь догадываться. «Отвечает ей мышонок: - Голосок твой слишком тонок. Лучше, мама, не пищи, Ты мне няньку поищи!» Что ж, мы имеем достаточно привередливого и требовательного ребёнка, который, видимо, устал слушать ежедневный мамин писк. Ещё он осведомлён о существовании профессии няньки, что вполне много может сказать о мышином мире. В принципе, ничего страшного мышонок не потребовал, ведь в его нежном возрасте спать нужно крепко и долго, а любые препятствия к этому стоит по возможности устранить. «Побежала мышка-мать, Стала утку в няньки звать: - Приходи к нам, тётя утка, Нашу детку покачать.» Ого? Так мы имеем дело со своего рода Зверополисом с антропоморфными животными, где властвует единый язык и экосистема. Звери заводят знакомства, двигаются по карьерной лестнице и имеют уникальную возможность качать чужих детей. Сферу деятельности обоих писатель предпочёл утаить, однако половая принадлежность четко отражает все реалии - уход за детьми всецело доверен женщинам. Более того, в дальнейшей судьбе семейства не встретится ни единого мужчины. Ещё интересует вопрос, какое расстояние преодолела мама и сколько времени это заняло. Даже если тётя утка проживает в соседнем доме Зверополиса, а не на ближайшем пруду, мышонка нужно было с кем-то оставить, так как телефонов в мире не предусмотрено, или семейство просто не может себе его позволить. Оставим этот досадный ляп на совести автора и подивимся самостоятельности малыша, который, видимо, совершал тщетные попытки уснуть, покуда мама отправилась, что называется, по подружкам. «Стала петь мышонку утка: - Га-га-га, усни, малютка! После дождика в саду Червяка тебе найду.» Очень узкоспециальная нянька попалась нам в дебюте. Мало того, что она настойчиво хвастается своим билингвизмом, используя признанный народами мира язык гусей (ведь «га-га-га», это вам не «кря-кря-кря»), но ещё и, что ваш приятель вегетарианец, пытается навязать свои кулинарные предпочтения. Тем более о времени действия нам тоже ничего не известно, а значит история могла случиться засушливым летом, что заставляло ребёнка ждать обещанный презент в виде червяка неопределённый отрезок времени. Короче говоря, автор делает всё, чтобы тётя утка не вызвала у читателя и мышонка никаких положительных эмоций. «Глупый маленький мышонок Отвечает ей спросонок: - Нет, твой голос нехорош. Слишком громко ты поёшь!» Что ж, бессонница явно не лечится громкими звуками, а наш маленький герой, которого господин Маршак с завидным упорством нарекает глупым, в силу своего возраста не наделен должной тактичностью и выказывает утке своё фи прямо в лицо. Многим стоило бы поучиться у этого мышонка, ведь эти многие не умеют закрывать скучную книгу, уходить с мерзкого фильма и вообще ставить людей на место. Более того, мы не осведомлены в каких условиях живет наша неполноценная семья. Мы получили своеобразный геотег «норка», однако понять, во сколько оценивается сие жилье на рынке звериной недвижимости не представляется возможным. Простите за очередной спойлер, но в дальнейшем по сюжету мышонка нагрянет успокаивать целая лошадь! Что же это там за норка такая? Но раз мышка-мать не заботится о громкости издаваемых звуков, значит вопрос безопасности их жилища на семейном совете не поднимался. Ладно, вернемся к делам насущным - к бессоннице бедного малыша. «Побежала мышка-мать, Стала жабу в няньки звать: - Приходи к нам, тётя жаба, Нашу детку покачать.» Что ж, все понятно. Мамаша явно не хотела заморачиваться с поисками подходящих нянь и, провожая утку домой, заглянула на огонёк к семейству жаб. Удобно. «Стала жаба важно квакать: - Ква-ква-ква, не надо плакать! Спи, мышонок, до утра, Дам тебе я комара.» С ума сойти! Раньше ребёнок еще не плакал, но сейчас проблема явно обострилась. Еще совсем недавно мы могли обвинить его в капризности и непослушании, но сейчас дело принимает серьезный оборот - мышонок не может уснуть и плачет. Не знаю, как у вас, а у меня сердце кровью обливается. Здесь явно требуется квалифицированный специалист звериной экосистемы, способный выявить проблему и назначить лечение. Даже наши слабые познания в медицине подсказывают, что комар - это не выход! «Глупый маленький мышонок Отвечает ей спросонок: - Нет, твой голос нехорош. Очень скучно ты поёшь!» Автор неподкупен! Мышонок у него, видите ли, всё еще глупый! Между тем, у мышонка появляются новые черты характера. После второй маминой неудачи он мог воскликнуть сначала в сторону жабы что-то вроде «на кой чёрт мне твой комар?», а потом в сторону матери «кого ты водишь в наш дом?». Но он лишь ограничился замечанием о скучности пения новой няньки. Хороший мальчик! Будем надеяться, что нерадивая мышка-мать сделает выводы и обратится к профессионалам своего дела. «Побежала мышка-мать Тётю лошадь в няньки звать: - Приходи к нам, тётя лошадь, Нашу детку покачать.» До сих пор не верится. Выстроенный Маршаком мир трещит по швам. Норка способна вместить в себя целую лошадь. Даже если она ей в обтяжку, мышам доступно столько места, сколько недоступно большинству людей на планете. Ну а если тётя лошадь по задумке матери должна была лишь прислониться губами к норке и изрыгать свои песнопения куда-то в сторону мышонка, то об умственных способностях мамы я бы изрядно призадумался. Мне кажется, что подобное обращение достойно вызова органов опеки и попечительства. Хотя может мы все ошибались, и тетя лошадь успешно уложила спать не одно дитя. «- И-го-го! - поёт лошадка.- Спи, мышонок, сладко-сладко, Повернись на правый бок, Дам овса тебе мешок. Глупый маленький мышонок Отвечает ей спросонок: - Нет, твой голос нехорош, Очень страшно ты поёшь!» Из визита лошади мы извлекаем несколько уроков - овёс в зверином мире вообще ничего не стоит; поворот на правый бок не спасает от бессонницы; пение лошади - это страх и ужас; мама некомпетентна! «Стала думать мышка-мать: Надо курицу позвать. - Приходи к нам, тётя клуша, Нашу детку покачать.» Ага, то есть раньше мышка-мать просто прогулялась по знакомым вокруг пруда, которые хотя бы теоретически не имеют проблем с засыпанием детей, а теперь решила хорошенько обдумать свой дальнейший шаг. Мы с мышонком уже ничему не удивляемся. Курица, так курица, вдруг поможет? «Закудахтала наседка: - Куд-куда! Не бойся, детка! Забирайся под крыло! Там и тихо и тепло. Глупый маленький мышонок Отвечает ей спросонок; - Нет, твой голос нехорош. Этак вовсе не уснёшь!» Как же напугала нашего маленького героя проклятая тётя-лошадь, если новоприбывшей няньке-курице приходится его успокаивать, приглашая под крыло, со словами «не бойся, детка». Понятно, что мышонок уже несколько машинально отфутболивает нянек, но его можно понять. Может его просто оставить в тишине и покое, а не мучать бесконечными наплывами громкоголосой фауны. «Побежала мышка-мать, Стала щуку в няньки звать: - Приходи к нам, тётя щука, Нашу детку покачать. Стала петь мышонку щука - Не услышал он ни звука: Разевает щука рот, А не слышно, что поёт... Глупый маленький мышонок Отвечает ей спросонок: - Нет, твой голос нехорош. Слишком тихо ты поёшь!» Какая обидчивая мамашка нам попалась. Ей дважды указали на громкость приглашаемых нянек, после чего она собрала всю свою мышиную иронию, и каким-то совершенно неведомым образом притарабанила целую щуку. Вот это весёлость и находчивость. Как мы видим, все животные наделены антропоморфными признаками, а рыбы их начисто лишены. Величайшей тайной остаётся способ транспортировки рыбины в норку. Закупила ли мышь щуку в местном рыбном магазине, поймала ли её сама на спиннинг или заставила щуку саму добираться до их жилища - ответ на эту загадку автор к несчастью унёс с собой. Итог этого визита очевиден - тщетные попытки щуки издать хоть какой-либо звук и последующее разочарование маленького мышонка. «Побежала мышка-мать, Стала кошку в няньки звать: - Приходи к нам, тётя кошка, Нашу детку покачать.» Действительно. Против кошек я ничего не имею. Да, местный Зверополис будто описан господином Оруэллом, вот только едкая пародия на какой-нибудь государственный строй не вычитывается даже между строк. И с чего бы нам в чем-то подозревать тётю кошку? Во-первых, она уже целая тётя. Во-вторых, мышка-мать умудрилась вступить с ней в договорные отношения. У них же должен был состояться какой-то номинальный диалог: «Натусик, умираю. Всю кровь мне выпил, спиногрыз, — Ой, лечу, золотце. Винца захватить?» В-третьих, щука тоже является натуральным хищником для мышей, но никакого ущерба семейству не нанесла, а значит какие-то понятия о морали и нравственности в мире Маршака все-таки существуют. «Стала петь мышонку кошка: - Мяу, мяу, спи, мой крошка! Мяу-мяу, ляжем спать, Мяу-мяу, на кровать.» Ну вот! Талант же. Кошка даже умудрилась сместить ритмику стиха, что доселе не удавалось ни одной няньке. «Глупый маленький мышонок Отвечает ей спросонок: - Голосок твой так хорош. Очень сладко ты поёшь! Прибежала мышка-мать, Поглядела на кровать, Ищет глупого мышонка, А мышонка не видать...» Охренеть, конечно, концовка. Если бы где-нибудь неподалеку кто-то разнузданно сношался, то вполне можно было бы продавать эту историю на HBO. Конечно, Самуил Яковлевич вонзил в конце многоточие, намекая на сиквел, дескать мышонок не погиб, но мне же это многоточие видится отражением глубокого внутреннего мира писателя, который только что закончил слушать последний альбом Тома Йорка. Мы же видим, что произошло наглое преступление с жертвой в виде маленького ребенка. Мы знаем и киллера, и безусловного заказчика убийства — мышка-мать, которую я подозревал с самого начала. А сочувствующий ей Маршак, до последнего величающий бедное дитя глупым, доводит меня до исступления. Кто будет расследовать это происшествие? Дядя Бобёр? Тётя Орангутан? Или в этом мире все живут дружно, а основная цель - не попадаться натуральным хищникам, у которых есть исключительное право жрать все, что хочется? Ладно, а чему учит эта история? Это же детская литература. Во-первых, дитятко обязан спать в любом состоянии и любой ситуации, чтобы не капать на мозги уставших родителей, а если дитятко спать не хочет, то можно нарекать его глупым. Во-вторых, ребенок должен принимать всех и вся, кого ему предлагают родители. Ему должны по определению нравиться все ваши тёти утки, лошади и дядя Валера. Если нет — смертельный исход неизбежен. В-третьих, малыш не должен терять бдительность и поддаваться на дешевые провокации своих врагов, ведь приятно и красиво «убаюкивать» способны только отъявленные сволочи, а все остальные умеют лишь блеять, гавкать и орать. В общем, не умею я писать, как Самуил Яковлевич. Может оно и к лучшему.